Пролог. Я всегда интересовался техникой, даже будучи школьником, в начальных классах. Тогда это были в основном фантики от жевательных резинок «Турбо» и «Бомбибом», потом появились старые журналы «За рулём», потом уж современные по типу «Авторевю» и так далее. Учеником средних классов и старшеклассником доводилось изучать воочию разные мопеды, мотоциклы, автомобили и трактора. Потом была автошкола, и теперь, уже имея свой автомобиль, я могу познать всё величество технической мысли и конструкторских идей автомобилестроения. Но сначала был мотоцикл.
Имея запись JAWA 350 на обеих боковинах топливного бака и двигателя, мотоцикл давал понять окружающим о своём иностранном происхождении, что, признаюсь, как-то даже завораживало. Мотоцикл Ява-350 был широко распространён в советском союзе благодаря тому, что Чехословакия была коммунистической братской державой, хотя сегодня не только эта страна перестала быть братской, но её и вовсе не существует – есть Чехия и есть Словакия.
Хочу сказать, что на самом деле у меня был изначально мотоцикл Чезет-350, но он недолго просуществовал благодаря своему плохому техническому состоянию. От него на Яву был позаимствованный шикарный широкий руль, взамен маленькому. Вообще эти мотоциклы очень похожи: практически одинаковый двигатель (за исключением креплений), взаимозаменяемые колёса, проводка, светотехника, амортизаторы и передняя вилка. Даже не понимаю, зачем было два мотоцикла!?
Вернёмся к JAWA 350 модели 634. Самым большим минусом этого мотоцикла в стандартном исполнении является шестивольтовое оборудование. Это просто ужас – ночью ездить невозможно! А ведь такой мотоцикл хорош именно ночью…. Когда начали выпускать Ява-350 с напряжением в 12 вольт – это был просто фурор, который, к сожалению, закончился развалом Советского Союза и изменением рынка сбыта.
Но я был счастливым обладателем именно 12-ти вольтовой модели, хотя и переделанной с «шестёрки». Переделка, на самом деле с одной стороны не сложна, но с другой – сложна. Кроме замены всех лампочек, нужно было иметь статор и ротор с 12-ти вольтовой ЯВЫ, регулятор напряжения, реле поворотов и дальнего света, сигналы. Вроде бы всё. Самое сложное – установка генератора на сам двигатель, так как проходилось стачивать коленчатый вал, сбивать крепления статора и делать новые на четыре болта. Собственно всего-то делов!
Краткие технические характеристики мотоцикла Ява – 350-634, который начал выпускаться с 1974 года. Двигатель двухцилиндровый, 2-тактный, рядный, с рабочим объёмом в 343,5 кубических сантиметров, мощностью 22 к.с. Генератор – 6 вольт, мощность 75 ватт. Трансмиссия – 4-х скоростная. Расход топлива – 4 литра на 100 км, максимальная скорость по паспорту – 120 километров в час (гораздо больше на самом деле).