Зачатки первой системы ушу появились ещё до становления китайского государства, однако до третьего-четвертого веков, по всей видимости, ушу ещё не существовало в своем полном объеме. На тот момент существовала только подготовка воинов, «воинское ремесло», первоначально имевшее вид танцевально-боевых упражнений, со временем приобретшее статус учебной военизированной дисциплины в специализированных учебных заведениях. Ушу для детей в те времена также практиковалось.
К концу второго века вся индивидуальная подготовка воинов была объединена и имела одно общее название – уи. Данный термин сохранялся на протяжении долгих столетий и в дальнейшем стал являться синонимом ушу. В уи вошла техника работы с оружием, шоубо и цзюэди. Данные комплексы имитировали защиту от вооруженного нападения, бой с оружием и бои голыми руками. Обучение проходило на комплексе формальных упражнений – таолу — которые проводились как с партнером, так и индивидуально.
В период «Весен и Осеней», а также Воюющих Царств, работали и жили одни из самых крупных китайских философов: Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Лао-цзы и Конфуций. Китаю передался духовный импульс, который повлиял на развитие Восточной Азии в дальнейшие несколько тысячелетий. В первом веке из Индии в Китай начал проникать буддизм. Данные философские системы учили рассматривать общее за различными повседневными вещами. Так как не только простые войны занимались боевыми искусствами, китайские воинские искусства со временем начали сливаться с философией, увеличивая свой уровень. Вероятно, именно за счет этого они и не потерялись в веках, а развились и смогли дожить до наших дней.
В 1219 году, когда завоевав Китай, Чингиз-хан отправился на запад, в Китай начали переселять арабов и персов, исповедующих ислам. Называли таких людей «сэму». У них было гораздо меньше прав, чем у монголов, однако больше чум у китайцев. По данным официальных документов династии Юань, таких людей именовали «хуэйхуэй». Прибывшие на восток мусульманские артиллеристы и пехотинцы в 1275 году в соответствии с выданным указом основателя династии Юань «вступать всюду в общины жителей приграничья» из солдат превратились в крестьян. Из этих солдат, а также солдат прибывших уже при династии Сун и Тан и принявших ислам китайцев и была сформирована нация хуэйцзу (мусульман). На протяжении более семисот лет своего существования, данная нация была тесно связана с ушу, которое ими рассматривалось как средство самообороны. Занятия ушу для них считалось священным действием, стимулирующим мусульманский дух.
В 1351-1368 годах, восстание людей под названием «красные повязки» наконец смогло положить конец монгольской династии Юань и возвело на трон Поднебесной династии Мин, первого императора – Чжу Юаньчжан. В связи с этим начался «золотой век» ушу.
Во время правления династией Мин в Китае, царила эпоха стабильного, методично совершенствованного и мирного существования самых разных школ. Однако ничего не бывает вечным.