Сегодня мы поговорим о дошкольниках, и о том, как меняются игры с их взрослением. Развитие игры дошкольника происходит по следующим направлениям:
Смена сюжета игры. Для разных народов характерны особые сюжеты. Одновременно им свойственны общие тенденции развития: от игр на бытовой сюжет («дочки — матери» у младших дошкольников) к играм с производственным сюжетом («больница», «железная дорога», «школа» у средних дошкольников), а далее — с общественно- политическим сюжетом («война», «парламент» у старших дошкольников). Возможно, помогут и онлайн игры. Это даёт детям возможность воспроизводить сами особенности человеческой деятельности, привлекать в игру любое количество сверстников, воспроизводить широкую систему отношений. В игре дошкольник открывает для себя различия между моральными и аморальными поступками, поскольку он играет в реальную жизнь.
Изменение объекта игры. У детей развивается от воспроизведения действий с предметами (мытье посуды, приготовления паски, рисование, одевание куклы — у младших дошкольников) к воспроизведению отношений между взрослыми (в среднем дошкольном возрасте), а у старших дошкольников главным становится выполнение правил соответствии к взятой на себя роли. Каждая роль соответствует проникнутым из сферы отношений взрослых правилам. Дети охотно подчиняются им или делают это под влиянием замечаний ровесников («так не бывает», «это делается не так»).
Изменение отношения между мнимой ситуацией и правилом. На первых порах правило игры скрытое за ролью. С учетом этого все игры с правилами возникли из игр в воображаемой ситуации. При этом прослеживается тенденция, по которой со свертыванием воображаемой ситуации разворачивается правило.
Изменение действий. С развитием игровой деятельности действия ребенка становятся конкретнее, превращаются в символические.
Изменение характера отношений между детьми. В игре существуют игровые (отношение детей друг к другу как к ролям) и реальные (взаимоотношения детей между собой) отношения. На первых порах ведущими есть реальные отношения, которые распространяются и на распределение ролей в игре. Со временем, реальные отношения становятся все более подчиненными игровым.
Светлана Борисова, психотерапевт