Сейчас реп стал такой неотъемлемой частью культуры, что кажется, что он был всегда. Как кока-кола − сейчас с наступлением декабря ждешь рекламу паровоза с кока-колой. И кажется, что так было всегда. Но фиг там. И кока-кола появилась в России только в конце 80-х годов, и первый реп появился в 1984 году. Это был проект из Куйбышева под названием «Час пик». На сайте проекта о клубах в Твери можно его послушать целиком.
Удивительно то, как меняется отношение к музыке и культуре со временем. В 80-х рок-музыка была на острие, все прогрессивные люди слушали ее и перезаписывали. О ней рассуждали, осуждали, поддерживали. Официальное радио и телевидение очень выборочно позволяли себе вставлять что-то. А дискотеки существовали как-то параллельно, считаясь чем-то не серьезном. Они были уровнем ниже. Рок-концерты и сейшены были уделом некой интеллектуальной элиты. А дискотеки были более массовыми и попсовыми.
И вот в этом массовом отнюдь не подполье появляется творчество. Творчество, которое опирается на прямой контакт с людьми, которые пришли после трудовой или учебной недели, и хотят стряхнуть с себя груз. Хотят потанцевать и оттянуться.
Примерно так и поступил Алесандр Астров. Он и его друзья, записали свои треки на минимальном звуке:
- барабан,
- бас-гитара,
- свисток,
- речитатив.
При чем тема барабанов и баса весьма монотонна, не говоря уже о свистке. В речитативе тоже мелодии не прослеживается. Все не по правилам, зато текст забавно слушать.
О поворотах культуры
Итак, в 80-х годах все были уверены, что будущее музыки: рок. И что произошло дальше? В 90-х становится ясно, что хаус культура, выросшая из дискотек, круче и интереснее рок-музыки, и собирает стадионы. Хип-хоп набирает обороты, альбомы с злобными текстами распродаются направо и налево. А все это зарождалось в диско-клубах в конце 70-х. В России на дискотеках 80-х.
Больше того, рок активно втягивает в себя новую культуру. Многие группы приглашают ди-джея крутить вертушки как одного из музыкантов. Другие коллективы читают реп так же, как и поют рок.
Об альбоме «Час пик»
Миниальбом состоит всего из 5 треков. 2 трека записаны на один и тот же ритм, и представляют собой речитатив, в которых Александр с юмором рассказывает о том, как это сложно читать реп, как тяжело вести дискотеки. О том, как его товарищей бьет током, как как они встречают непонимание в семье, о том, что многие ребята не хотят танцевать на дискотеке, а поедают 135 бутербродов. Все это весело, с самоиронией.
Еще один трек посвящен рок-н-роллу. Он о том, о чем не пели ни рокеры, ни исполнители советской эстрады. О том, что люди устают в течение рабочей недели и хотят в субботу отдохнуть. О том, о чем пели и Beatles, и Depeche Mode, но в СССР, как известно, работа в радость, зачем отдыхать?
Самый длинный десяти минутный трек посвящен ее величеству дискотеке. При чем весьма своеобразно они признаются ей в любви. Они говорят, что «дискотека ужасная страна. Здесь правит бал диск жокей Сатана». Ребята посмеялись над беспокойными родителями, которые с испугом отпускали своих детей потанцевать. В трек Александр вставил те же реп-кусочки, что и в основную тему. И почитал забавные истории про труд диск-жокея.
Последняя тема «Приходит время» стала по своему пророческой. Пришло время, и об альбоме заговорили, как о первом опыте российского репа.
Сам Александр Астров не придал особого значения альбому, не стал его дорабатывать и распространять. Он сам распространялся по магнитофонам. Большинство слушателей относились к записям с юмором, не считая его заявкой на серьезность. Хотя в памяти многих он остался, как действительно свежее явление музыкальной культуры 80-х годов.