Очень любопытные находки попадаются иногда археологам. Вот как-то раскопали в одном из курганов, оставленных восточными славянами VI века, маленькие человеческие фигурки из серебра. У всех были разные позы, причём довольно замысловатые. Исследователи догадались – древние ювелиры запечатлели… танцевальные па – движения когда-то «модного» танца…
Искусство танца уходит корнями в глубокую древность, когда они напоминали клубные танцы. Танцевать или, говоря «по-научному», исполнять разного рода ритмические движения под какой-нибудь напев люди начали, едва осознав себя разумными существами. Об этом свидетельствуют примитивные рисунки, оставшиеся на стенах пещер, где жили наши первобытные предки.
С историей ясно. Но вот что любопытно: а почему человек стал танцевать?
Вы замечали, как маленький ребёнок, ещё и говорить-то толком не научившись, вдруг начинают пританцовывать под музыку, а то и без неё, словно желая вам что-то сообщить, чем то поделиться?
А и впрямь танец своего – рода средство общения людей, образное, схожее с музыкой, с которой он так тесно связан.
Разговорный язык с течением времени довольно сильно меняется. Вряд ли мы смогли бы всё понять, беседуя с нашим предком, жившим пять веков назад. Вот и танец прошел вместе с человеком очень долгий и сложный путь развития.
Был он поначалу совсем примитивным. С его помощью первобытные люди вспоминали, например, как вместе ловили рыбу или охотились, воспроизводя движения, свойственные этому занятию.
А если, скажем, племени удавалось «приручить» огонь, то радостные эмоции по этому поводу требовали уже иных танцевальных па. Неудачи, горе, гибель соплеменников также выражались в первобытном танце.
Его язык всё усложнялся, появлялись военные, охотничьи, свадебные, культовые танцы, а также исполнявшиеся перед посевом или уборкой урожая.
В эпоху ранних цивилизаций танец становится частью человеческой культуры, правда, оставаясь в основном обрядовым, религиозным. Торжественные танцы исполнялись во время церемоний, посвящённых богам в храмах Древнего Египта, Древней Иудеи, Древнего Вавилона…
И только в Древней Греции, где уровень искусства был более высок и сильна тяга к прекрасному, танец стал для человека тем, чем, по сути, остаётся и сейчас – источником радости, развлечением. Между прочим словом «оркестр» в античном театре называли специальную площадку для танцев.
Со временем появились национальные стили – ведь танцы рождались разными народами, а они отличаются образом жизни, характером, темпераментом. Конечно, всё это наложило отпечаток и на польскую мазурку, и на венгерский чардаш, и на испанское болеро, и на грузинскую лезгинку, и на русский перепляс…
Разумеется, были изобретены за века и десятки других танцев. Иные из них становились исключительно популярными, мода на них захватывала весь земной шар. В нашем столетии, скажем, такими были танго, фокстрот, летка-енка, ламбада…
Важной вехой развитии танца стало рождение балета, где танец стал видом искусства. А название это восходит к слову «балетти» — так называли танцы в Италии. В этой стране в XV веке и появился балет. В ту пору при дворах владетельных вельмож нередко устраивали костюмированные представления с танцами и пением. Первые «балеты» состояли из мало связанных между собой «выходов» персонажей, а сюжеты чаще всего брались из античной мифологии.
Для развития балета немало сделал французский король Людовик XIV, большой его поклонник. В 1661 году по его указу была создана Королевская академия танца. Король лично назначал людей, которые должны были разрабатывать «сценарии» танцевальных представлений. И частенько сам принимал в них участие. Осталось немало картин, на которых Король-Солнце, как его называли, запечатлён в костюмах для балета. Наряды эти мало походят на те, в каких артисты выступают на сцене сегодня. Да и балет был другим – придворным, а не искусством для всех, с другой музыкой, другими «сюжетами»…
Словом, очень интересный путь прошёл танец за тысячелетия. Что-то ждёт впереди?