Сегодня каждый пользователь сети Интернет русскоязычного сегмента знает такую поисковую систему, как Яндекс. Конечно же, она является одной из популярнейших (самой популярной) поисковых машин Рунета.
Для многих «активных» пользователей всемирной паутины сейчас продвижение сайта в Яндексе является основной работой. То есть клиент, который открывает свой бизнес (не важно, оффлайн или онлайн) и желает создать сайт-визитку, интернет-магазин, какой-либо сервис и так далее, потом должен «продвинуть» свой ресурс в поисковых системах. А специалисты в SEO берут на себя работу по продвижению и получают за это зарплату.
Но когда-то (1997 год) всё только начиналось. Итак, Яндекс был анонсирован 23 сентября на выставке Softool, а представляли его Аркадий Волож, Елена Колмановская и Илья Сегалович. На самом деле разработки поисковой машины велись ещё с 1990 года фирмой Аркадия, которую возглавляли Волож и Борковский (оба Аркадия). Через три года эта фирма вошла в компанию CompTek, а работа велась над поисковым алгоритмом в пределах одного сервера, но в 1997 году эти пределы были разрушены.
Отличительной особенность поисковой машины Яндекс было то, что она могла обрабатывать длинные запросы, словоформы, находить похожие документы, учитывать даты. Уже в 1999 году Рунет сильно вырос, что заставило создателей Яндекса усовершенствовать алгоритм; в этом же году введён тематический индекс цитирования (тИЦ), который классифицировал сайты.
В 2000-ом году образовалась новая компания «Яндекс», учреждённая акционерами CompTek, которой принадлежал и поисковый алгоритм, и торговая марка, и всё остальное, что хоть как-то касалось Яндекса, в том числе и www.narod.ru. Возглавил новую компанию Волож.
В это же время в сети появляется крупнейший портал, в составе которого и почта, новости, социальные закладки, каталог и другое.
В 2002-ом году появляются Яндекс.Деньги и Яндекс.Маркет. Компания выходит на самоокупаемость.
В 2003-ем году компания Яндекс выплачивает первые дивиденды, так как прибыль от рекламы это позволила сделать. Реализован поиск по документам в форматах PDF, RTF и DOC.
В 2005-ом году Яндекс открывает представительство в Украине. Появились персональный поиск, РСЯ, Яндекс.Афиша, Яндекс.Адреса, Яндекс.Лента.
2006 – 2008 год. Яндекс усиленно работает над алгоритмом распознавания картинок, усовершенствует работу поискового робота. В целом, за этот период произведены улучшения существующих сервисов и многое другое.
Сегодня (2011 год) компанией Яндекс, как мне кажется, ведётся в основном работа над алгоритмами поиска, чтобы сделать качество выдачи лучше (АГС и так далее), а также поведенческие факторы.