Ещё раз приветствуем посетителей нашего сайта. Сегодня со мной будет говорить и рассказывать об «денежных» изъянах современной украинской медицины Олег Мась, проработавший несколько лет в поликлинике, а теперь, как и многие молодые врачи, подавшийся в бизнес медицинских представителей.
Я. Начнём, привет Олег. Я бы хотел акцентировать твоё внимание на том, что о твоём теперешнем занятии или профессии мы говорить не будем. Поговорим, пожалуй, о том, что есть сейчас в украинской медицине и что её ждёт в недалёком будущем. Я знаю, что ты был неплохим врачом, но почему ты ушёл?
О. Привет Сергей. Не надо меня сильно хвалить, ведь то, хороший я врач или нет, судить, скорее всего, каждому пациенту и в каждом конкретном случае.
Секунду, перебью, а каким ты врачом работал?
О. Невропатологом я работал, и проработал я ним 5 лет. Ушёл… да причина банальна, как у большинства наших граждан – деньги. Понятное дело, что от нехватки денег страдают не только врачи, но и многие другие люди, задействованные в различных отраслях экономики, но в большей степени в бюджетной сфере.
Я. Какая зарплата у тебя была, если не секрет? Да и «бонусы», или как их там назвать?
О. Немного больше 1000 гривен «чистыми» на руки. Бонусы… Да источников бонусов несколько, но всё равно они не значительны, по крайней мере мне мало было. Я ведь работал в поликлинике в посёлке городского типа, где сильно не озолотишься. К примеру, человеку нужно купить больничный лист, что с него взять? Мне, к примеру, хватало конька или что-то незначительное, так как совесть не позволяла. При этом, я особо ничего не делал криминального, так как задним числом больничный никогда не оформлял, хотя это возможно.
Потом продажа, а точнее назначение, именно такого препарата, который у меня в рецепте выписан. За это медицинские представители ежемесячно отдают какой-то процент от продаж препарата. Здесь вообще нет ничего криминального, хотя лучшего эффекта чаще всего тоже. Здесь гораздо больше зарабатывают лечащие врачи, а не те, что сидят в поликлинике.
Потом благодарность пациентов. Но опять-таки, благодарностей больше достаётся лечащим врачам, а на приёме, да ещё в селе, да ещё и бабушка… о чём мы говорим.
Я. А почему ты в отделении не работал, да и вообще цены на продукты то меньше?
О. По первой части вопроса скажу, что те врачи-пенсионеры, которые там работают, никогда не дадут работать и хоть немного зарабатывать молодому врачу. Это факт, который наблюдается по всей Украине, просто является ещё одним якорем нашей медицины. У таких врачей, которые иногда уже вообще забыли всё по своей специальности, и пенсия, и зарплата, и надбавки, и отделения, и операции, и связи. То есть я пытался взять себе в отделении пациентов, но мне не дали.
Что касается второй части вопроса, то развею ваше убеждение в том, что в селе продукты дешевле. Практически всё покупается у перекупщиков, которые везут из баз возле больших городов. То есть в супермаркете в городе выходит дешевле, поверьте мне.
Я. Да уж, ситуация, так что ж нас ждёт?
О. Ничего хорошего. Надо что-то основательно менять, так как бесплатного давно уже ничего нет, от вакцин отказываются, а те, кто не отказываются, могут при нынешнем финансировании её купить только за свои деньги. Будут массовые вспышки инфекционных заболеваний, о которых немного забыли ещё в прошлом десятилетии.
А будущим врачам даже не знаю, что и сказать. Сначала ищите хорошее место, а потом учитесь или ищите наставника, так как вы убьете кучу нервов и времени впустую. К сожалению.
Я. Спасибо, приятно было поговорить с тобой. Буду рад ещё раз взять интервью у тебя.
О. И тебе спасибо, буду рад поговорить вновь.
Сергей Ющенко