Все механизмы и системы мотоцикла имеют множество болтовых или, говоря языком инженеров, резьбовых соединений. Каждое из них характеризуется одним основным параметром — моментом затягивания, который определяет прочность соединения, материал его изготовления шаг резьбы, диаметр болта/гайки, наличие шайб/гроверов и т. д. Немаловажным фактором является характер механизма, в котором будет работать такое соединение. Например, болт шатуна на кривошипе коленвала и болт, которым крепится топливный бак. Разница очевидна. Запчасти к скуторам и мотоциклам должны быть установлены правильно!
Все резьбовые соединения имеют свой определенный момент затягивания — без разницы, будь-то болт/гайка под ключ или болт со шлицами для отвертки. Что такое этот самый момент и куда его прикладывать? Резонный вопрос любознательного мотоциклиста-механика после всего вышепрочитанного. Самое время вспомнить школьную физику.
Момент — это произведение силы, приложенной к плечу, на длину плеча. Буквально — сила, с которой ты крутишь ключ, умноженная на длину этого ключа. В международной системе SI единица силы — Ньютон единица длины — метр. Получаем Ньютон на метр (Nm) — единицу, в которой измеряют момент. Прибор, которым измеряют силу, называется динамометром. Собственно, от него и идет название ключей, с той лишь разницей, что ключи проградуированы уже в Nm.
Для определения момента затяжки резьбового соединения инженеры концернов-производителей мотоциклов совершают огромное количество расчетов и эмпирических исследований, моделируя конкретные процессы и нагрузки. Важные для нормальной эксплуатации мотоцикла моменты затягивания резьбовых соединений прописаны в User Manual для купленного тобой мотоцикла. Если же мотоцикл покупался без такого важного компонента, что чаще всего и происходит, поройся в интернете, в сети можно найти мануалку на что угодно, даже на танк Т-34.
Динамометрические ключи делятся на две группы: измерительные и ремонтные. Из названия понятно, каково их назначение. Первые — очень дорогие и нежные приборы для лабораторий и профессионалов, которыми измеряют моменты затягивания с определенной точностью. Вторые — профессиональные гаражные инструменты, предназначенные для выполнения ремонтных механических работ. Ремонтные ключи более дешевые.
В свою очередь их также можно условно разделить на две группы: предельные и индикаторные. Предельные ремонтные ключи настраиваются на определенный порог срабатывания и отсекают момент затягивания, превышающий заранее выставленный. Индикаторные имеют специальную проградуированную шкалу, индицирующую момент затягивания в процессе выполнения операции.
Кроме вышеуказанного условного деления, существует деление ключей по функциональности — по диапазонам в границах минимального и максимального значений момента. Здесь каждый производитель инструмента сам себе хозяин.
Ключи, как любые приборы, характеризуются определенной погрешностью. Предельные имеют погрешность 2-3 %, индикаторные — 5-7 %.
Динамометрические ключи отличаются определенной методикой работы, что есть залогом их продолжительной службы и качественно выполненных операций. Многое зависит от производителя и конкретного конструктивного исполнения ключа. При покупке такого инструмента обязательно прилагается инструкция по применению.
Индикаторные динамометрические ключи желательно использовать в чередующихся направлениях работы, например, откручивание и закручивание резьб. Его индикатор (он же рычаг) хоть и выполнен из специальной стали, все же имеет свойство деформироваться, что вызывает серьезные погрешности. На предельных ключах после работы необходимо полностью сбрасывать настройки до нуля, чтобы тем самым не давать возрастать погрешности.