Смольный собор, построенный в стиле барокко, является частью ансамбля Смольного монастыря. Свое название он получил по месту расположения: здесь в старину варили смолу.
Существует предание, согласно которому собор построен по желанию дочери Петра I, которая имела намерение принять монашеский постриг. Автором проекта стал архитектор Б.Растрелли, строительство собора началось в 1748 году. Первоначально планировалось строительство рядом с собором самой высокой пятиярусной колокольни, которая бы на 18 метров возвышалась над колокольней Петропавловского собора. Но этим планам не суждено было осуществиться. После смерти Б.Растрелли продолжатели его дела решили, что столь высокая колокольня нарушит городской пейзаж.
На строительство всего монастыря потребовалось 87 лет, а отделка внутренних интерьеров была завершена лишь в 1835 году. Первоначально собор был назван Воскресенский Новодевичий, и с 1765 года в нем размещалось воспитательное заведение для девиц благородного происхождения. Позже в здании, построенном рядом, был открыт Александровский институт для девиц низших сословий. Здание было возведено по проекту архитектора Ю. М. Фельтена и выполнено в стиле раннего классицизма. А в 1864 году по проекту архитектора Дж.Кваренги было построено третье здание ансамбля – Смольный институт, выдержанное в классическим стиле. Центральную часть фасада украшает восьмиколонный ионический портик с фронтоном.
Голубые стены и белокаменная лепка комплекса придают монастырю ощущение праздности и живописности. Величественное здание храма окружают четыре угловые церкви и жилые корпуса, фасады которых имеют двухъярусные аркады. Первоначальный проект собора предусматривал наличие одного купола по примеру европейских храмов.
Но императрица Елизавета настояла на пятиглавом соборе. Однако только центральный из них фактически является куполом храма, остальные служат колокольнями. Каждая из них состоит из двух ярусов и имеет вогнутую форму. В нижнем ярусе располагается звонница, а верхний ярус увенчан маленьким луковичным куполом. Территорию храма окружает ажурная ограда, отлитая по проекту Стасова. По своей художественной значимости ей нет равных в Северной столице. Въезд на территорию монастыря оформляют пропилеи – портики-павильоны.
Внутренняя отделка дворца проходила под руководством архитектора В.Стасова. Хотя интерьер и был прост, но завораживал своим торжественным видом. В храме было три великолепных иконостаса, отделяющих три алтаря. Перед каждым из них была установлена хрустальная балюстрада, а кафедра была украшена тончайшей резьбой. К сожалению все это в прошлом. Церковный зал впечатляет размерами и вмещает до 6000 человек.
В 1922 году после Октябрьского переворота храм был разграблен, исчезли иконостасы, хрустальная балюстрада, а здание монастыря использовали как складское помещение. Дальнейшее разграбление и перестройка здания произошла в 1972 году, когда полностью демонтировали иконостас, в 1990 году здание приспособили под концертно — выставочный комплекс.
Из реликвий храма в настоящее время сохранились лишь две иконы А. Венецианова «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Воскресение Христово».
В настоящее время весь комплекс входит в состав государственного музея-памятника Санкт-Петербурга «Исаакиевский собор» и является памятником мирового значения. Элитные агентства недвижимости в Петербурге предлагают жильё совсем рядом. Здание по-прежнему используется для светских мероприятий, здесь проводятся художественные и музейные выставки.