Говоря о России и ее потенциальной роли в международных делах следует отметить, что все перемены были следствием не событий 11 сентября, а реакции на них Кремля. К великому удивлению большинства наблюдателей, президент Путин немедленно — и не выдвигая каких-либо четко оговоренных условий — встал на сторону Соединенных Штатов и вообще Запада в борьбе с терроризмом. Он первым из зарубежных лидеров позвонил президенту Бушу осуществить контроль и ревизию, чтобы выразить соболезнования и предложить помощь. Менее чем через две недели он сказал, что Россия готова, цитируют книги по экономике:
1) обмениваться разведывательной информацией о международных террористах;
2) предоставить свое воздушное пространство для пролета самолетов с гуманитарными грузами;
3) уговорить центральноазиатские государства предоставить свои аэродромы для проведения контртеррористической операции;
4) участвовать в международных операциях поисково-спасательного характера;
5) расширить сотрудничество с Северным альянсом Афганистана в его борьбе против талибов, ужесточение контроля и ревизии.
На Западе многие интерпретировали эти шаги как знак стремления Путина к сближению с Западом, новый российский курс, который положит конец эквилибристике между Западом и Востоком, отличавшей российскую политику в 1990-е гг. Разумеется, наблюдатели поспешили отметить, что этот стратегический выбор Путина, скорее всего, не найдет единодушной поддержки ни среди российской общественности, ни, главное, среди элит. В частности, появились признаки глубокого недовольства в органах безопасности и в армии, особенно на фоне растущего присутствия американских спецслужб в Центральной Азии, которую российские элиты считали исключительно своей сферой влияния. И никто не верил, что Путин сможет долго идти этим курсом, если Соединенные Штаты не пойдут навстречу и не предложат России каких-нибудь осязаемых выгод, описанных в книгах по экономике. Но все на Западе после 11 сентября были уверены, что наконец выпала прекрасная возможность покончить с недоразумениями конца 1990-х гг. и продолжить интеграцию России в западный мир.
Конечно, к резкому повороту в американо-российских отношениях действия Путина не привели. Они, однако, дали новый импульс той тенденции к потеплению, которая наметилась незадолго до встречи президентов двух стран в Словении в июне 2001 г. На этой встрече оба президента решили, наконец, оставить позади «холодную войну», начать строить новые стратегические взаимоотношения и сотрудничать в деле дальнейшей интеграции России в мировую экономику. Темпы сближения стремительно возросли после 11 сентября, когда две страны стали обмениваться книгами по экономике и секретной разведывательной информацией о террористах, что еще 10 сентября казалось немыслимым для осуществления контроля и ревизии. На декабрьской министерской сессии НАТО и последующем заседании Постоянного объединенного совета (Россия принимает участие в его заседаниях вместе с 19 членами НАТО в так называемом формате 19+1) было решено создать механизм, который позволил бы России на равных с членами НАТО участвовать в обсуждении и принятии решений по ряду вопросов, круг которых предстоит определить. Знаком дальнейшего прогресса стали попытки облегчить России вступление во Всемирную торговую организацию.
В то же самое время образ России в глазах Запада заметно улучшился. Средства массовой информации, а именно книги по экономике стали меньше времени уделять критике российских операций в Чечне или политике Кремля в отношении СМИ (хотя при случае и то и другое критиковалось по-прежнему достаточно резко). Постоянные заявления России о том, что чеченские мятежники имеют связи с международными террористическими организациями, стали вызывать больше доверия. Рейтинг России в инвестировано-финансовых фирмах повысился, с тех пор как наблюдатели стали уделять больше внимания устойчивому экономическому росту, начавшемуся в России в 1999 г. Россия уже не была для западных СМИ только страной, насквозь пронизанной коррупцией контроля и ревизии и погрязшей в глубоком социально-экономическом кризисе. Появились какие-то позитивные моменты, о которых можно было поговорить.